Картина "Святой Лука, рисующий Мадонну" возвращается в Эрмитаж после двухлетней реставрации, сообщает "Петербургский Дневник". Посетители смогут увидеть шедевр выдающегося нидерландского художника 17 мая.
В Эрмитаже хранится один из четырех вариантов работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну". Путь шедевра в эрмитажную коллекцию был непростым.
Считается, что картина, написанная в XV в., длительное время хранилась в монастыре в Испании. Во время вторжения Наполеона она была разделена на две части. Правая оказалась в Голландии в коллекции короля Виллема II. После его смерти полотно приобрел Императорский Эрмитаж. Чуть позже также удалось купить на распродаже коллекции барона Бернонвиля в Париже левую половину, когда?то хранившуюся у королевы Испании. Каким образом шедевр из испанского дворца попал в руки аристократа, история умалчивает.
Две половины стали единой картиной только в 1884 г., оказавшись в коллекции музея.
Сюжет картины основан на легенде греческого происхождения, согласно которой святой Лука был первым, кто написал портрет Богоматери. Художник изобразил Мадонну, кормящую грудью младенца Христа. Действие происходит на открытой лоджии на фоне городского пейзажа. Автор изобразил трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной. Напротив Мадонны – св. Лука, почтительно преклонивший колени и старательно работающий над ее портретом. За спиной святого через приоткрытую дверь видны бык и книга – его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия. Некоторые исследователи предполагают, что лицо Луки – автопортрет художника.